Контакты

+375 17 237-66-22

+375 17 237-66-16

+375 29 334-74-30 (Velcom)

+375 29 274-41-83 (МТС)

Главная arrow ГОСТы arrow ГОСТ 8752-79. Манжеты резиновые армированные для валов
ГОСТ 8752-79. Манжеты резиновые армированные для валов Печать E-mail

На этой странице приведены наиболее важные выдержки из ГОСТа 8752-79. Если Вам нужна полная версия текста, Вы можете связаться с нами, воспользовавшись страницей "Контакты".


ГОСТ 8752-79

     Группа Л63

 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

МАНЖЕТЫ РЕЗИНОВЫЕ АРМИРОВАННЫЕ ДЛЯ ВАЛОВ

Технические условия

 

Metal insert rubber seals for rotating shafts.

Specifications

 

ОКП 25 3131

Дата введения 1981-01-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

В.С.Юровский, канд. техн. наук, В.К.Коморницкий, канд. техн. наук, Е.Е.Ковалева, Е.М.Фиалка, Н.А.Корнеева, В.П.Горбушина, О.Г.Карбасов

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 24.01.79 N 192

3. Срок первой проверки - 1994 г.

периодичность проверки - 5 лет

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОМРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

 

Номер пункта, подпункта, приложения

ГОСТ 2.124-85

2.22

ГОСТ 9.024-74

2.3

ГОСТ 9.029-74

2.3

ГОСТ 9.030-74

2.3, 5.2

ГОСТ 9.401-91

6.1.1

ГОСТ 26.008-85

6.1.1

ГОСТ 263-75

2.3

ГОСТ 269-66

5.1

ГОСТ 270-75

2.3

ГОСТ 515-77

6.2.1

 

ГОСТ 2789-73

5.11

ГОСТ 2789-73

Приложение 2

ГОСТ 2930-62

6.1.1

ГОСТ 2991-85

6.2.1

ГОСТ 3134-78

Приложение 2

ГОСТ 5959-80

6.2.1

ГОСТ 8828-89

6.2.1

ГОСТ 9433-80

Приложение 2

ГОСТ 9481-76

6.2.1

ГОСТ 9569-79

6.2.1

ГОСТ 13360-84

6.2.1

ГОСТ 13511-91

6.2.1

ГОСТ 13512-91

6.2.1

ГОСТ 13943-86

Приложение 2

ГОСТ 14192-77

6.2.2

ГОСТ 14296-78

Приложение 2

ГОСТ 15841-88

6.2.1

ГОСТ 16504-81

4.2

ГОСТ 16536-90

6.2.1

ГОСТ 18573-86

6.2.1

ГОСТ 22852-77

6.2.1

5. Ограничение срока действия снято по решению Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (2-93)

6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (май 1994 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в феврале 1983 г., феврале 1984 г., августе 1990 г. (ИУС 6-83, 6-84, 11-90)

Настоящий стандарт распространяется на резиновые армированные однокромочные манжеты с пружиной (в дальнейшем - манжеты) для уплотнения валов, работающие в минеральных маслах, воде, дизельном топливе при избыточном давлении до 0,05 МПа (0,5 кгс/см2), скорости до 29 м/с и температуре от минус 60 до плюс 170 °С в зависимости от группы резины.

Для манжет, применяемых в авиационной технике и в изделиях специального назначения, стандарт устанавливает только размеры.

 

1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ

1.1. Манжеты должны изготовляться двух типов:

1 - однокромочные;

2 - однокромочные с пыльником.

Манжеты типа 1 предназначаются для предотвращения вытекания уплотняемой среды.

Манжеты типа 2 предназначаются для предотвращения вытекания уплотняемой среды и защиты от проникания пыли.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.2. Манжеты должны изготовляться в двух исполнениях:

1 - с механически обработанной кромкой;

2 - с формованной кромкой.

Манжеты 2-го исполнения изготовляют по согласованию между изготовителем и потребителем.

1.3. Основные размеры манжет должны соответствовать указанным на черт.1 и в табл.1.

 

1 - резина; 2 - каркас; 3 - пружина

 Черт.1

..........

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Манжеты должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по отраслевым стандартам, рабочим чертежам и технологическим регламентам, утвержденным в установленном порядке.

Каркасы и пружины должны изготовляться по отраслевым стандартам или рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

2.2. В зависимости от условий работы манжет группу резины выбирают по табл.3 и диаграмме, приведенной в рекомендуемом приложении 1.

Таблица 3

Тип эластомера

Группа резины

Нижний темпера- турный предел, °С

 

Температура уплотняемой среды, °С

 

 

 

 

 

Минеральные масла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотор- ные

Транс- мис- сион- ные (кроме гипоид- ного)

Гипо- идные

Соля- ровые

Смазки на основе мине- ральных масел

Дизель- ные топлива

Углево- дороды хлори- рованные

Вода (пить- евая, техни- ческая, морс- кая)

Тор-

моз-

ная жид-

кость

Бутадиен-

нитрильный

каучук

1

 

-45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

-30

 

+100

 

+100

 

+80

 

+90

 

+90

 

С

 

-

 

С

 

-

 

 

3

 

-60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

Фторкаучук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СКФ-32

4

 

-45

 

+150

 

+150

 

+150

 

+150

 

+100

 

+150

 

-

 

-

 

С

 

СКФ-26

5

 

-20

 

+170

 

+170

 

 

 

С

 

С

 

-

 

+90

 

 

 

 

 

Силиконо- вый каучук

6

 

-55

 

+150

 

+130

 

+130

 

С

 

С

 

С

 

-

 

С

 

С

 

Примечания:

1. Обозначение "С" означает, что пригодность резины для уплотнения данной группы сред определяется по согласованию потребителя с изготовителем.

2. Знак "-" означает, что эластомер не применим для уплотнения в указанной группе сред.

 

3. КОМПЛЕКТНОСТЬ

3.1. Манжеты должны быть укомплектованы пружинами. На манжеты для валов диаметром до 20 мм и выше 120 мм пружины могут быть не надеты.

3.2. По согласованию между изготовителем и потребителем допускается манжеты пружинами не комплектовать.

4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

4.1. Манжеты принимают партиями.

..........

 

5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

5.1. Физико-механические показатели резин для изготовления манжет проверяют по ГОСТ 269-66 и в соответствии с табл.4.

..........

6. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

6.1. Маркировка

6.1.1. На торцевой поверхности манжеты должна быть нанесена рельефная маркировка по ГОСТ 26.008-85, равномерно расположенная по окружности и выступающая не более 0,2 мм с указанием:

..........

6.3. Транспортирование

6.3.1. Манжеты в упаковке транспортируют любым видом транспорта при температуре от минус 50 до плюс 50 °С.

6.4. Хранение

6.4.1. Манжеты хранят в упаковке в закрытом помещении при температуре от 0 до 25 °С, относительной влажности не более 70%, на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов. При хранении свыше 1 года пружины должны быть сняты с манжет.

6.4.2. При хранении манжеты не должны подвергаться воздействию солнечных лучей и веществ, разрушающих резину: смазочных масел, бензина, керосина, кислот, щелочей, окислителей и других агрессивных продуктов.

6.4.3. Допускается хранить манжеты в упаковке в неотапливаемых складах при температуре до минус 25 °С, а также при температуре от минус 50 до плюс 50 °С не более 1 года и в собранных узлах и агрегатах при температуре до минус 50 °С. В этих случаях запрещается подвергать манжеты какой-либо деформации.

6.4.4. (Исключен, Изм. N 2).

 

7. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ УПЛОТНИТЕЛЬНЫХ УЗЛОВ, СОПРЯЖЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ И МОНТАЖУ МАНЖЕТ

7.1. Требования к установке и эксплуатации манжет указаны в обязательном приложении 2 и рекомендуемом приложении 3.

Примечание. Для машин и узлов, находящихся в эксплуатации, серийном производстве и спроектированных до введения в действие настоящего стандарта, а также для агрегатов с ресурсом работы не более 250 ч приложение 2 - рекомендуемое.

7.2. После хранения при отрицательной температуре манжеты перед монтажом должны быть выдержаны при температуре 15-25 °С не менее 24 ч.

 

8. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

8.1. Изготовитель гарантирует соответствие манжет требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий монтажа, эксплуатации, транспортирования, хранения, установленных настоящим стандартом.

..........

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Обязательное

 

ТРЕБОВАНИЯ К УПЛОТНИТЕЛЬНЫМ УЗЛАМ, СОПРЯЖЕННЫМ ДЕТАЛЯМ И МОНТАЖУ МАНЖЕТ

1. Манжету устанавливают в агрегате в соответствии с черт.1.

 

 

1 - вал; 2 - манжета; 3 - корпус

 Черт.1

2. Показатели сопряженных деталей должны соответствовать указанным в табл.1. Размеры фасок посадочного отверстия и вала и высота посадочного отверстия  указаны на черт.1 и в табл.2 и 3.

..........

3. Манжету устанавливают в посадочное отверстие перпендикулярно к оси вала.

В собранном узле эластичный элемент манжеты не должен соприкасаться с деталями корпуса, а также выступами или углублениями на валу (черт.2).

4. Для исключения осевого перемещения манжеты от различных вибрационных нагрузок допускается предусматривать в посадочном отверстии упорное кольцо по ГОСТ 13943-86 (черт.2) или кольцевую проточку в виде прямоугольного треугольника, острие которого направлено в сторону запрессовки манжеты (черт.3). Допускается расположение кольцевой проточки относительно манжеты, отличное от предусмотренного на черт.3, в пределах не менее 3,5 мм от торцов манжеты.

 

Черт.2

  

Черт.3

 

В зависимости от наружного диаметра манжеты глубина кольцевой проточки  должна быть равна:

0,5 мм - для диаметра до 150 мм;

0,7 мм - для диаметра свыше 150 и 290 мм;

1,0 мм - для диаметра свыше 290 до 550 мм.

5. При установке манжеты рядом с коническим подшипником в отверстии под подшипник необходимо предусмотреть канавки для отвода масла, которое нагнетается подшипником (черт.4).

 

Черт.4

 

Примечание. Допускается для агрегатов со скоростью вращения вала не более 5 м/с не выполнять маслоотводные канавки.

6. При запыленности и загрязненности внешней среды перед манжетой необходимо устанавливать дополнительные защитные устройства: пыле-, грязесъемные манжеты, сальниковые набивки, лабиринтные уплотнения, отражатели и т.п.

7. При работе манжет должна быть обеспечена смазка трущихся поверхностей предварительным смазыванием (см. п.8) и постоянным контактированием с уплотняемой средой.

Температура в зоне контакта не должна превышать температуру уплотняемой среды более чем на 30%.

8. Перед установкой в изделия рабочие поверхности манжет  и  (черт.5), пружины (если они надеваются на манжеты непосредственно перед установкой манжет в узел), поверхности вала и посадочного отверстия, сопряженные с манжетами, должны быть очищены от загрязнений, высушены и смазаны монтажной или уплотняемой смазкой. Для очистки рекомендуется протереть манжеты безворсовым тампоном, смоченным в бензине "Галоша" по НТД или уайт-спирите по ГОСТ 3134-78;

 

Черт.5

При монтаже манжет из резины групп 1, 2, 3, 6 следует применять жировую смазку 1-13 по документации, утвержденной в установленном порядке.

При монтаже манжет из резин 4, 5-й групп применяют смазку ЦИАТИМ-221 по ГОСТ 9433-80 или ЦИАТИМ-279 по ГОСТ 14296-78 или уплотняемую среду.

Перед установкой манжет с пыльником (черт.6) полость между рабочей кромкой и пыльником следует заполнять монтажной смазкой в количестве, необходимом для заполнения 2/3 объема.

Черт.6

 

Консервирующую смазку, нанесенную на пружину на заводе-изготовителе, при комплектации манжет удалять не следует.

9. Перепрессовка манжет (выпрессовка из посадочного отверстия и повторная запрессовка этой же манжеты) не допускается.

При сборке и испытаниях узла допускается пятикратная переборка без выпрессовки манжеты из отверстия.

В процессе эксплуатации переборка уплотнительного узла не допускается.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рекомендуемое

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МОНТАЖУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ МАНЖЕТ

1. Запрессовывать манжету в посадочное отверстие следует с помощью специальной оправки равномерным нажатием по всей торцевой поверхности (черт.1).

 

Черт.1

Диаметр оправки  должен быть на 1% меньше диаметра посадочного отверстия под манжету.

2. Если манжета при запрессовке должна перемещаться через шлицы, пазы, резьбу и т.д. или не представляется возможным выполнять заходную фаску на валу, рекомендуется применять монтажную втулку (черт.2). Наружный диаметр монтажной втулки должен быть на 1,5-5 мм больше диаметра вала (в зависимости от размеров манжеты).

 

Черт.2

При этом толщина стенки втулки не должна быть меньше 0,5 мм.

3. При установке манжеты на вал рабочей кромкой в сторону направления монтажа (для предотвращения подвертывания эластичного элемента) целесообразно предусмотреть монтажную втулку (черт.2) и надеть на нее манжету со стороны поверхности маркировки.

4. Для защиты вала, контактирующего с манжетой, от износа допускается устанавливать на валу втулку (черт.3) при условии обеспечения гарантированной герметичности по посадке между валом и втулкой.

 

Черт.3

5. При установке манжет в глухое гнездо рекомендуется предусмотреть в крышке или корпусе демонтажные отверстия (черт.3).

6. При перепаде давлений 0,05 МПа и более допускается применять манжеты с опорным конусом, предохраняющим манжету от выворачивания, после проведения необходимых испытаний и без гарантий, указанных в стандарте.

Опорный конус может быть выполнен непосредственно в корпусе или в виде отдельной детали (черт.4), изготовленной из любых металлов.

Черт.4

Примечания.

1. При применении некоррозионно-стойких металлов следует предусмотреть на деталях защитное антикоррозионное покрытие.

2. Высота гнезда под манжету должна быть увеличена на толщину фланца опорного конуса.

7. Для обеспечения оптимальной микрогеометрии поверхности вала, контактирующей с манжетой, предпочтительным является шлифование с поперечной подачей.

8. Для валов с постоянным направлением вращения допускаются маслоотгонные микроканавки с шероховатостью  от 1,25 до 0,63 мкм при условии экспериментальной проверки их эффективности.

..........

 

Текст документа сверен по:

официальное издание

М.: Издательство стандартов, 1994

 
« Пред.   След. »
© 2018 OOO «РТИ-ПЛАСТ» – резино-технические изделия   Ресурс портала «Беларусь XXI век»