На этой странице приведены наиболее важные выдержки из ГОСТа 8752-79. Если Вам нужна полная версия текста, Вы можете связаться с нами, воспользовавшись страницей "Контакты".
ГОСТ 8752-79 Группа Л63 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР МАНЖЕТЫ РЕЗИНОВЫЕ АРМИРОВАННЫЕ ДЛЯ ВАЛОВ Технические условия Metal insert rubber seals for rotating shafts. Specifications ОКП 25 3131 Дата введения 1981-01-01 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ 1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР РАЗРАБОТЧИКИ В.С.Юровский, канд. техн. наук, В.К.Коморницкий, канд. техн. наук, Е.Е.Ковалева, Е.М.Фиалка, Н.А.Корнеева, В.П.Горбушина, О.Г.Карбасов 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 24.01.79 N 192 3. Срок первой проверки - 1994 г. периодичность проверки - 5 лет 4. ССЫЛОЧНЫЕ НОМРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта, подпункта, приложения | ГОСТ 2.124-85 | 2.22 | ГОСТ 9.024-74 | 2.3 | ГОСТ 9.029-74 | 2.3 | ГОСТ 9.030-74 | 2.3, 5.2 | ГОСТ 9.401-91 | 6.1.1 | ГОСТ 26.008-85 | 6.1.1 | ГОСТ 263-75 | 2.3 | ГОСТ 269-66 | 5.1 | ГОСТ 270-75 | 2.3 | ГОСТ 515-77 | 6.2.1 | ГОСТ 2789-73 | 5.11 | ГОСТ 2789-73 | Приложение 2 | ГОСТ 2930-62 | 6.1.1 | ГОСТ 2991-85 | 6.2.1 | ГОСТ 3134-78 | Приложение 2 | ГОСТ 5959-80 | 6.2.1 | ГОСТ 8828-89 | 6.2.1 | ГОСТ 9433-80 | Приложение 2 | ГОСТ 9481-76 | 6.2.1 | ГОСТ 9569-79 | 6.2.1 | ГОСТ 13360-84 | 6.2.1 | ГОСТ 13511-91 | 6.2.1 | ГОСТ 13512-91 | 6.2.1 | ГОСТ 13943-86 | Приложение 2 | ГОСТ 14192-77 | 6.2.2 | ГОСТ 14296-78 | Приложение 2 | ГОСТ 15841-88 | 6.2.1 | ГОСТ 16504-81 | 4.2 | ГОСТ 16536-90 | 6.2.1 | ГОСТ 18573-86 | 6.2.1 | ГОСТ 22852-77 | 6.2.1 | 5. Ограничение срока действия снято по решению Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (2-93) 6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (май 1994 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в феврале 1983 г., феврале 1984 г., августе 1990 г. (ИУС 6-83, 6-84, 11-90) Настоящий стандарт распространяется на резиновые армированные однокромочные манжеты с пружиной (в дальнейшем - манжеты) для уплотнения валов, работающие в минеральных маслах, воде, дизельном топливе при избыточном давлении до 0,05 МПа (0,5 кгс/см2), скорости до 29 м/с и температуре от минус 60 до плюс 170 °С в зависимости от группы резины. Для манжет, применяемых в авиационной технике и в изделиях специального назначения, стандарт устанавливает только размеры. 1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ 1.1. Манжеты должны изготовляться двух типов: 1 - однокромочные; 2 - однокромочные с пыльником. Манжеты типа 1 предназначаются для предотвращения вытекания уплотняемой среды. Манжеты типа 2 предназначаются для предотвращения вытекания уплотняемой среды и защиты от проникания пыли. (Измененная редакция, Изм. N 1). 1.2. Манжеты должны изготовляться в двух исполнениях: 1 - с механически обработанной кромкой; 2 - с формованной кромкой. Манжеты 2-го исполнения изготовляют по согласованию между изготовителем и потребителем. 1.3. Основные размеры манжет должны соответствовать указанным на черт.1 и в табл.1. 1 - резина; 2 - каркас; 3 - пружина Черт.1 ..........
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ 2.1. Манжеты должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по отраслевым стандартам, рабочим чертежам и технологическим регламентам, утвержденным в установленном порядке. Каркасы и пружины должны изготовляться по отраслевым стандартам или рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке. 2.2. В зависимости от условий работы манжет группу резины выбирают по табл.3 и диаграмме, приведенной в рекомендуемом приложении 1. Таблица 3 Тип эластомера | Группа резины | Нижний темпера- турный предел, °С | Температура уплотняемой среды, °С | | | | Минеральные масла | | | | | | | | | Мотор- ные | Транс- мис- сион- ные (кроме гипоид- ного) | Гипо- идные | Соля- ровые | Смазки на основе мине- ральных масел | Дизель- ные топлива | Углево- дороды хлори- рованные | Вода (пить- евая, техни- ческая, морс- кая) | Тор- моз- ная жид- кость | Бутадиен- нитрильный каучук | 1 | -45 | | | | | | - | | | | | 2 | -30 | +100 | +100 | +80 | +90 | +90 | С | - | С | - | | 3 | -60 | | | | | | - | | | | Фторкаучук | | | | | | | | | | | | СКФ-32 | 4 | -45 | +150 | +150 | +150 | +150 | +100 | +150 | - | - | С | СКФ-26 | 5 | -20 | +170 | +170 | | С | С | - | +90 | | | Силиконо- вый каучук | 6 | -55 | +150 | +130 | +130 | С | С | С | - | С | С | Примечания: 1. Обозначение "С" означает, что пригодность резины для уплотнения данной группы сред определяется по согласованию потребителя с изготовителем. 2. Знак "-" означает, что эластомер не применим для уплотнения в указанной группе сред. 3. КОМПЛЕКТНОСТЬ 3.1. Манжеты должны быть укомплектованы пружинами. На манжеты для валов диаметром до 20 мм и выше 120 мм пружины могут быть не надеты. 3.2. По согласованию между изготовителем и потребителем допускается манжеты пружинами не комплектовать. 4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ 4.1. Манжеты принимают партиями. .......... 5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ 5.1. Физико-механические показатели резин для изготовления манжет проверяют по ГОСТ 269-66 и в соответствии с табл.4. .......... 6. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ 6.1. Маркировка 6.1.1. На торцевой поверхности манжеты должна быть нанесена рельефная маркировка по ГОСТ 26.008-85, равномерно расположенная по окружности и выступающая не более 0,2 мм с указанием: .......... 6.3. Транспортирование 6.3.1. Манжеты в упаковке транспортируют любым видом транспорта при температуре от минус 50 до плюс 50 °С. 6.4. Хранение 6.4.1. Манжеты хранят в упаковке в закрытом помещении при температуре от 0 до 25 °С, относительной влажности не более 70%, на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов. При хранении свыше 1 года пружины должны быть сняты с манжет. 6.4.2. При хранении манжеты не должны подвергаться воздействию солнечных лучей и веществ, разрушающих резину: смазочных масел, бензина, керосина, кислот, щелочей, окислителей и других агрессивных продуктов. 6.4.3. Допускается хранить манжеты в упаковке в неотапливаемых складах при температуре до минус 25 °С, а также при температуре от минус 50 до плюс 50 °С не более 1 года и в собранных узлах и агрегатах при температуре до минус 50 °С. В этих случаях запрещается подвергать манжеты какой-либо деформации. 6.4.4. (Исключен, Изм. N 2). 7. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ УПЛОТНИТЕЛЬНЫХ УЗЛОВ, СОПРЯЖЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ И МОНТАЖУ МАНЖЕТ 7.1. Требования к установке и эксплуатации манжет указаны в обязательном приложении 2 и рекомендуемом приложении 3. Примечание. Для машин и узлов, находящихся в эксплуатации, серийном производстве и спроектированных до введения в действие настоящего стандарта, а также для агрегатов с ресурсом работы не более 250 ч приложение 2 - рекомендуемое. 7.2. После хранения при отрицательной температуре манжеты перед монтажом должны быть выдержаны при температуре 15-25 °С не менее 24 ч. 8. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ 8.1. Изготовитель гарантирует соответствие манжет требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий монтажа, эксплуатации, транспортирования, хранения, установленных настоящим стандартом. .......... ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Обязательное ТРЕБОВАНИЯ К УПЛОТНИТЕЛЬНЫМ УЗЛАМ, СОПРЯЖЕННЫМ ДЕТАЛЯМ И МОНТАЖУ МАНЖЕТ 1. Манжету устанавливают в агрегате в соответствии с черт.1. 1 - вал; 2 - манжета; 3 - корпус Черт.1 2. Показатели сопряженных деталей должны соответствовать указанным в табл.1. Размеры фасок посадочного отверстия и вала и высота посадочного отверстия указаны на черт.1 и в табл.2 и 3. .......... 3. Манжету устанавливают в посадочное отверстие перпендикулярно к оси вала. В собранном узле эластичный элемент манжеты не должен соприкасаться с деталями корпуса, а также выступами или углублениями на валу (черт.2). 4. Для исключения осевого перемещения манжеты от различных вибрационных нагрузок допускается предусматривать в посадочном отверстии упорное кольцо по ГОСТ 13943-86 (черт.2) или кольцевую проточку в виде прямоугольного треугольника, острие которого направлено в сторону запрессовки манжеты (черт.3). Допускается расположение кольцевой проточки относительно манжеты, отличное от предусмотренного на черт.3, в пределах не менее 3,5 мм от торцов манжеты. Черт.2 Черт.3 В зависимости от наружного диаметра манжеты глубина кольцевой проточки должна быть равна: 0,5 мм - для диаметра до 150 мм; 0,7 мм - для диаметра свыше 150 и 290 мм; 1,0 мм - для диаметра свыше 290 до 550 мм. 5. При установке манжеты рядом с коническим подшипником в отверстии под подшипник необходимо предусмотреть канавки для отвода масла, которое нагнетается подшипником (черт.4). Черт.4 Примечание. Допускается для агрегатов со скоростью вращения вала не более 5 м/с не выполнять маслоотводные канавки. 6. При запыленности и загрязненности внешней среды перед манжетой необходимо устанавливать дополнительные защитные устройства: пыле-, грязесъемные манжеты, сальниковые набивки, лабиринтные уплотнения, отражатели и т.п. 7. При работе манжет должна быть обеспечена смазка трущихся поверхностей предварительным смазыванием (см. п.8) и постоянным контактированием с уплотняемой средой. Температура в зоне контакта не должна превышать температуру уплотняемой среды более чем на 30%. 8. Перед установкой в изделия рабочие поверхности манжет и (черт.5), пружины (если они надеваются на манжеты непосредственно перед установкой манжет в узел), поверхности вала и посадочного отверстия, сопряженные с манжетами, должны быть очищены от загрязнений, высушены и смазаны монтажной или уплотняемой смазкой. Для очистки рекомендуется протереть манжеты безворсовым тампоном, смоченным в бензине "Галоша" по НТД или уайт-спирите по ГОСТ 3134-78; Черт.5 При монтаже манжет из резины групп 1, 2, 3, 6 следует применять жировую смазку 1-13 по документации, утвержденной в установленном порядке. При монтаже манжет из резин 4, 5-й групп применяют смазку ЦИАТИМ-221 по ГОСТ 9433-80 или ЦИАТИМ-279 по ГОСТ 14296-78 или уплотняемую среду. Перед установкой манжет с пыльником (черт.6) полость между рабочей кромкой и пыльником следует заполнять монтажной смазкой в количестве, необходимом для заполнения 2/3 объема. Черт.6 Консервирующую смазку, нанесенную на пружину на заводе-изготовителе, при комплектации манжет удалять не следует. 9. Перепрессовка манжет (выпрессовка из посадочного отверстия и повторная запрессовка этой же манжеты) не допускается. При сборке и испытаниях узла допускается пятикратная переборка без выпрессовки манжеты из отверстия. В процессе эксплуатации переборка уплотнительного узла не допускается. (Измененная редакция, Изм. N 1, 2). ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Рекомендуемое РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МОНТАЖУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ МАНЖЕТ 1. Запрессовывать манжету в посадочное отверстие следует с помощью специальной оправки равномерным нажатием по всей торцевой поверхности (черт.1).
Черт.1 Диаметр оправки должен быть на 1% меньше диаметра посадочного отверстия под манжету. 2. Если манжета при запрессовке должна перемещаться через шлицы, пазы, резьбу и т.д. или не представляется возможным выполнять заходную фаску на валу, рекомендуется применять монтажную втулку (черт.2). Наружный диаметр монтажной втулки должен быть на 1,5-5 мм больше диаметра вала (в зависимости от размеров манжеты). Черт.2 При этом толщина стенки втулки не должна быть меньше 0,5 мм. 3. При установке манжеты на вал рабочей кромкой в сторону направления монтажа (для предотвращения подвертывания эластичного элемента) целесообразно предусмотреть монтажную втулку (черт.2) и надеть на нее манжету со стороны поверхности маркировки. 4. Для защиты вала, контактирующего с манжетой, от износа допускается устанавливать на валу втулку (черт.3) при условии обеспечения гарантированной герметичности по посадке между валом и втулкой. Черт.3 5. При установке манжет в глухое гнездо рекомендуется предусмотреть в крышке или корпусе демонтажные отверстия (черт.3). 6. При перепаде давлений 0,05 МПа и более допускается применять манжеты с опорным конусом, предохраняющим манжету от выворачивания, после проведения необходимых испытаний и без гарантий, указанных в стандарте. Опорный конус может быть выполнен непосредственно в корпусе или в виде отдельной детали (черт.4), изготовленной из любых металлов. Черт.4 Примечания. 1. При применении некоррозионно-стойких металлов следует предусмотреть на деталях защитное антикоррозионное покрытие. 2. Высота гнезда под манжету должна быть увеличена на толщину фланца опорного конуса. 7. Для обеспечения оптимальной микрогеометрии поверхности вала, контактирующей с манжетой, предпочтительным является шлифование с поперечной подачей. 8. Для валов с постоянным направлением вращения допускаются маслоотгонные микроканавки с шероховатостью от 1,25 до 0,63 мкм при условии экспериментальной проверки их эффективности. .......... Текст документа сверен по: официальное издание М.: Издательство стандартов, 1994 |